Дизартрия у детей и взрослых: симптомы заболевания, виды и способы лечения

Характеристика клинических форм дизартрии

Клинические формы дизартрии можно определить по характерным симптомам проявления болезни. Они представлены в таблице.

Клиническая форма дизартрии Характеристика симптомов
Стёртая Нарушения моторики и звукопроизношения диагностируются в 5-6 лет. Допускаются ошибки в артикуляции сонорных, шипящих и свистящих звуков. Речь неразборчивая, тусклая, невыразительная. Голос прерывистый, глухой.

Ребёнок обладает низкой работоспособностью и высокой утомляемостью. Имеет синюшний цвет конечностей.

Бульбарная Ослабляется подвижность мышц органов говорения, происходит потеря звучности голоса, звуки произносятся нечётко.

Появляется упрощённая артикуляция: выпадают звонкие согласные, преобладают глухие. Стирается разница в произношении ударных и безударных. Речь становится монотонной, механической, без ритма и эмоций.

Сопутствующие симптомы: высокая температура, головная боль, тошнота.

Псевдобульбарная Спазм мышц

· искажает звуки «л», «ш», «щ», «ч»;

· делает невозможным правильное произношение звука «р»;

· смягчает звуки «л», «ш», «ж»;

· меняет звучание звуков «и», «э».

Речь хриплая, «в нос». Челюсти и губы не способны плотно сжиматься, отчего наблюдается обильная течь слюны изо рта. На лице – «насильственная» улыбка.

Дети обычно молчат, имеют скудный словарный запас.

Подкорковая Отмечается тесная связь речевой деятельности с эмоциональным состоянием: в комфортном состоянии больной чётко произносит звуки, слова и предложения; во время напряжения и беспокойства речь меняется: становится невнятной, гнусавой, происходят непроизвольные выкрикивания заднеязычных «кы» и «гы». Постепенно способность говорить трансформируется в бормотание со стонами и выкриками.
Мозжечковая Наблюдается диспросодия – нарушение ритмичности и плавности процесса говорения, отсутствие ударений (логических и в словах). Речь толчкообразная, дрожащая, невнятная, с неравной силой голоса. Звонкие звуки оглушаются, мягкие произносятся твёрдо. Преобладает назальное (в нос) произношение.

Больной говорит с усилием, напряжённо, при этом краснеет или бледнеет. Мимика практически отсутствует.

Корковая Речь замедляется, утрачивает плавность, потому что пациенту сложно шевелить губами и языком. Плохо произносятся переднеязычные звуки, выпадают сложно произносимые фонемы, раздельно проговариваются звуки в сочетаниях «тс», «стн», «здр». Артикуляция сопровождается высовыванием языка, наморщиванием лба, зажмуриванием глаз.
Паркинсоническая Для речи характерно отсутствие интонационной окраски, яркости, точности, частые остановки и повторения слов и звуков, голос глухой.
Холодовая Затруднение артикуляции при пониженной температуре окружающей среды

Лечение

Основная направленность лечения дизартрии – это развитие у ребенка нормальной речи, которая будет понятна окружающим, не будет препятствовать общению и дальнейшему обучению элементарным навыкам письма и чтения.

Коррекция и терапия при дизартрии должны быть комплексными. Кроме постоянной логопедической работы требуется также и медикаментозное лечение, назначенное невропатологом, и ЛФК. Терапевтическая работа должна быть направлена на лечение трех основных синдромов: расстройства артикуляции и речевого дыхания, нарушения голоса.

Медикаментозная терапия дизартрии подразумевает под собой назначение ноотропов (например, Глицин, Энцефабол). Их положительный эффект основан на том, что они специфически воздействуют на высшие функции мозга, стимулируют умственную деятельность, улучшают процессы обучения, интеллектуальную деятельность и память детей.

Лечебная физкультура заключается в проведении регулярной специальной гимнастики, действие которой направлено на укрепление мышц лица.

Хорошо зарекомендовал себя массаж при дизартрии, который обязательно нужно делать регулярно и ежедневно. В принципе массаж – это первое с чего начинается лечение дизартрии. Он заключается в поглаживании и легком пощипывании мышц щек, губ и нижней челюсти, сближении пальцами губ в горизонтально и вертикальном направлении, массировании подушечками указательного и среднего пальцев мягкого неба, не более двух минут, при этом движения должны быть вперед и назад. Массаж при дизартрии нужен для нормализации тонуса мышц, которые принимают участие в артикуляции, снижения проявления парезов и гиперкинезов, активирования плохо работающих мышц, стимулирования формирования зон головного мозга, отвечающих за речь. Первый массаж должен занимать по времени не более двух минут, затем постепенно следует увеличивать время массажа, пока он не достигнет 15 минут.

Также для лечения дизартрии необходимо натренировать дыхательную систему ребенка. С этой целью достаточно часто применяют упражнения, разработанные А. Стрельниковой. Они заключаются в резких вдохах при наклонах и выдохах при выпрямлении.

Хороший эффект наблюдается при самостоятельных занятиях. Они заключаются в том, что ребенок стоит перед зеркалом и тренируется воспроизводить такие движения языка и губ, какие он видел при разговоре с другими. Приемы гимнастики для улучшения речи: открыть и закрыть рот, вытянуть губы как бы «хоботком», удержать рот в открытом положении, затем в полуоткрытом. Нужно попросить ребенка зажать в зубах марлевую повязку и попытаться выдернуть эту повязку у него изо рта. Также можно использовать леденец на полочке, который ребенок должен удерживать во рту, а взрослому нужно его достать. Чем меньшим размером будет леденец, тем труднее будет ребенку его удерживать.

Робота логопеда при дизартрии заключается в автоматизации и постановке произношения звуков. Начинать нужно с простых звуков, постепенно переходя к трудным для артикуляции звукам.

Также немаловажным в лечебно-коррекционной работе дизартрии является развитие мелкой и крупной моторики рук, тесно связанной с функциями речи. С этой целью обычно используют пальчиковую гимнастику, собирание различных пазлов и конструкторов, сортировку небольших предметов и их перебирание.

Исход дизартрии всегда неоднозначен вследствие того, что заболевание вызвано необратимыми нарушениями в работе центральной нервной системы и головного мозга.

Лечебная программа

В каждом случае курс терапии подбирается индивидуально в зависимости от формы заболевания, степени выраженности отклонений и наличия сопутствующих патологий. Лечение почти всегда проводят в домашних условиях.

Обязательны занятия с логопедом. В процессе занятий ребенку помогают восстановить дыхание, корректируют произношение и развивают мелкую моторику. Если дети не разговаривают или делают это неохотно, их стимулируют к общению.

При обнаружении неврологических расстройств может быть назначена медикаментозная терапия. Таким образом лечат основное заболевание, которое спровоцировало развитие дизартрии.

Большинство лекарств направлено на восстановление тканей, улучшение памяти и мозгового кровообращения, облегчение концентрации. Часто назначают физиотерапевтические процедуры: ванны, лечебную физкультуру, массажи. Хорошо помогает иглоукалывание.

Мероприятия в домашних условиях

Упражнения направлены на развитие артикуляционного аппарата. Возможность проведения домашних занятий сначала нужно обсудить с логопедом и неврологом. Вместе с детьми можно надувать воздушные шары или имитировать движения. Укрепляет мышцы открывание и закрывание рта.

Можно предложить ребенку леденец или конфету: рассасывание тренирует артикуляционный аппарат. Упражнения могут включать в себя облизывание губ или щелканье зубами. При незначительных отклонениях допускается произношение скороговорок для проработки проблемных звуков.

Коррекция моторных нарушений

Первые занятия можно проводить после 1 года. Начинать нужно с легких заданий, затем постепенно усложнять. В 2-3 года переходят к сложным упражнениям.

Большие пальцы отведите в стороны. Делайте ими круговые движения. Сгибайте и разгибайте фаланги сначала всех пальцев, затем — по отдельности. Расслабьте кисти рук. Помахайте ими и встряхните. Просите ребенка воспроизвести действие после каждого движения. Все упражнения выполняйте 5 раз.

Воспитание детей

В первую очередь коррекционные мероприятия проводятся с родителями. Проблемы со здоровьем ребенка вызывают у них стресс, из-за чего возникают конфликты и напряжение. Это приводит к появлению коммуникативного барьера между членами семьи, что дополнительно затрудняет развитие детей.

Отношения между взрослым и ребенком должны быть доверительными. Следует принять недостатки детей и выработать правильную мотивацию. Нужно помогать ребенку, если у него появились комплексы, иначе он замкнется в себе и предпочтет общение жестами. Ни в коем случае нельзя способствовать появлению заниженной самооценки.

Нужно стимулировать ребенка к общению, строить его на позитиве и стараться вовлекать в совместную деятельность. Работа в огороде, перебирание гречки и другие похожие занятия способствуют развитию мелкой моторики.

Важно не только выполнять упражнения, но и убеждать в их значимости. Дети без мотивации хуже поддаются лечению

Обязательно стимулируйте ребенка, отмечайте его успехи и хвалите. Вам нужно создать благоприятную эмоциональную обстановку, чтобы занятия были более эффективными.

Как развивается

Патология возникает на фоне поражения нервных волокон, иннервирующих мышцы лица. Как правило, при стертой форме заболевания поражается тройничный, языкоглоточный, подъязычный и лицевой нервы. Это влечет за собой нарушение работы компонентов речевого аппарата. Ограничивается подвижность нижней челюсти и губ, сглаживается носогубная складка, снижается активность мягкого неба, жевательных и мимических мышц. Снижается амплитуда движения языка, удержание им артикуляционной позы, развивается его тремор.

В большинстве случаев нарушение иннервации носит централизованный характер. На основании этого диагностируется несколько форм стертой дизартрии:

  • корковая – формируется при появлении небольших патологических очагов в речедвигательном центре. Страдает фонетический, то есть произносительный компонент речи;
  • экстрапирамидная – формируется при повреждении подкорковых ядер и нервных узлов и приводит к нарушению просодики речи. То есть она теряет свою выразительность;
  • псевдобульбарная – поражает проводящие пути, объединяющие кору ГМ с ядрами черепно-мозговых нервов. Вызывает дефект как фонетической, так и просодической стороны речи;
  • смешанная.

Стертая дизартрия наиболее часто встречается у детей дошкольного возраста и выявляется после 5 лет. Вызывают расстройство патологии перинатального, натального и постнатального развития ребенка. Сюда относят патологические состояния во время беременности: токсикоз и инфекционные заболевания матери, внутриутробные инфекции и гипоксия плода.

Влияют на формирование патологии и стремительные или затяжные роды, слабая родовая деятельность, кесарево сечение, резус-конфликт, родовая травма.

В постнатальном периоде, в основном на 1–2 году жизни, к расстройству приводят различные заболевания: грипп, частые ОРВИ, пневмония, инфекционные процессы и патологии пищеварительного тракта, судорожные приступы на фоне гипертермии, ДЦП, энцефалопатии, гидроцефальный синдром, перинатальное поражение ЦНС.

У подростков же дизартрия в стертой форме может присутствовать, начиная с дошкольного возраста, или имеет приобретенный характер. Подростки могут приобрести расстройство вследствие травмы или опухоли головного мозга, нейроинфекциях, нарушениях мозгового кровообращения.

Если дизартрия развивалась у ребенка с малых лет, то, вполне возможно, он страдает дисграфией, то есть грамматически необразован, а также имеет некоторые проблемы с чтением, восприятием и пониманием речи. Если же заболевание было приобретено уже в старшем возрасте, то присутствует только дефект произношения. Письменная речь, понимание сказанного по отношению к нему сохраняется.

Первые признаки и основные симптомы дизартрии

Независимо от того, стала ли дизартрия последствием нарушения внутриутробного развития или влияния патологических факторов в первые недели и месяцы жизни, ее первые симптомы проявятся довольно быстро

Задача родителей вовремя отреагировать на подобные проявления и обратить на них внимание специалиста. Чем раньше будет организовано лечение, тем больше шансов на успех

  • Крик ребенка отличается слабостью и монотонностью. Зачастую сложно отличить, требует он что-либо или пытается жаловаться на неудобства.
  • Сосание и глотание нарушены, грудничок постоянно давится молоком, не способен качественно пережевывать твердую пищу.
  • Мимика у таких детей отсутствует или не отличается многообразием эмоций и выражений. Лицо больше похоже на маску.
  • В плане моторного развития малыш заметно отстает, ползать и ходить начинает позже положенного срока. Нередко он пытается передвигаться не с помощью перекрестных движений рук и ног, а скачками или ползает на попе.
  • Гулять и лепетать он опять же начинает позже, в его речи постоянно присутствует назальная интонация, как будто у него заложен нос.
  • Может наблюдаться обильное слюнотечение. Это особенно заметно, когда малыш спит. Рот ребенка приоткрыт, из уголка капает слюнка.

Дизартрия представлена четырьмя степенями заболевания, которые разделяются по степени поражения речевой функции:

  1. Стертая (первая) степень. Сначала в поведении таких детей сложно найти существенные отличия от сверстников. Симптомы выражены слабо, нередко маскируются под другие состояния, связанные с нервными заболеваниями. Чаще всего такой диагноз ставится в 5 лет, когда различия становятся очевидны. Ребенок не уменьшает слова, а коверкает их, не может выдерживать интонацию, к концу фразы кажется, что он задыхается. Малышу сложно читать стихи с выражением, начинаются проблемы с грамотой (он не может определять звуки). Мимика скованна, отмечается слюнотечение. В данном случае лечение зачастую дает нужный результат вплоть до полного восстановления речевой функции.
  2. Вторая степень. Речь еще внятна, но дефекты очевидны. Окружающие способны понимать таких детей, но с приложением усилий. Лечение перспективно, но потребует больше времени.
  3. Третья степень. Ребенка понимают только его родители, близкие люди. Окружающим она кажется набором несвязанных звуков.
  4. Четвертая степень. Речь настолько невнятна, что ее не могут понять даже самые близкие для малыша люди, которые постоянно находятся рядом с ним.

По статистике чаще всего у детей встречается псевдобульбарная дизартрия, которая представлена рядом дополнительных симптомов. Это может быть нарушение мышечного тонуса, выраженная моторная неловкость (особенно в работе с мелкими предметами), тревожность и эмоциональные всплески. У такого ребенка знакомство со всем новым вызывает трудности и дискомфорт, даже если ему уже исполнилось 6-7 лет.

Классификация и стадии развития дизартрии

Выделяются следующие формы дизартрии в зависимости от поражения структур головного мозга .

Бульбарная дизартрия является следствием повреждения бульбарной группы черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью мышц артикуляции, снижением тонуса мышц. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.



Подкорковая дизартрия имеет место при поражениях подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — насильственных мимических движений, неконтролируемых ребёнком. Тонус мышц меняется от нормального к повышенному. Страдает темпо-ритмическая организация речи.

Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается скандированной, «рубленной» речью. Нет плавности перехода от одного слова к другому.

Корковая дизартрия, как следует из названия, связана с поражением коры головного мозга, а именно, нижнего отдела передней центральной извилины одного или обоих полушарий. Также корковую дизартрию диагностируют при поражении доминантного полушария (для правшей — левого, для левшей — правого) в нижних постцентральных отделах коры. Дети с такой формой неплохо овладевают изолированным произношением звуков, но с большим трудом используют в потоке речи, иногда пропускают вовсе.

Псевдобульбарная дизартрия отмечается при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола головного мозга с корой. Характеризуется невозможностью организовать чёткие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто пепёрхивается, с трудом жуёт, в более старшем возрасте обнаруживается ряд проблем с речью в связи с плохой подвижностью артикуляционных мышц, речь крайне невнятна.

Выделяется несколько степеней дизартрии

Первая степень. Чаще всего говорят о стёртой дизартрии, в этом случае дефекты звукопроизношения могут быть едва заметны окружающим. Они выявляются логопедом, при коррекции отличаются особой стойкостью, а значит, времени и сил придется потратить много. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога на 1-2 году жизни, но благодаря пластичности детской нервной системы многие симптомы к 4-5 годам компенсируются, ребёнок «перерастает» их. Неприятным сюрпризом оказываются устойчивые проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.

Вторая степень. Дефекты звукопроизношения сильно заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. Наряду с речевой симптоматикой наблюдается также психологическая. Часто выявляется недостаточность мелкой и крупной моторики, некоторая неуклюжесть, расстройство поведения, эмоционально-волевой сферы, отмечается синдром дефицита внимания, гиперактивность и др.

Дети с первой и второй степенью дизартрии, как правило, имеют достаточно сохранное мышление.

Третья степень. Понимание речи ребёнка-дизартрика затруднено для окружающих. Часто бывает не понятно, что говорит рёбенок. Неречевая симптоматика выражена чрезвычайно ярко. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом отражается на поведении и на мыслительных процессах ребёнка. Можно говорить о нарушении работы почти всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.

Четвёртая — самая тяжелая степень. Речь практически всегда непонятна даже самым близким людям или же отсутствует вообще.

На полную коррекцию звуков в речи можно рассчитывать при первой и второй степенях. Третья и четвертая степень диагностируется при грубых поражениях, например, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичный.

Коррекция и лечение

Вылечить самостоятельно заболевание не получится, нужна помощь медиков и логопеда-дефектолога. Коррекция нарушения включает прием медикаментов, если речь идет об органических поражениях мозга, нервных расстройствах. Большую роль играют занятия с логопедом, направленные на правильную постановку речи.

Прием лекарств

Медикаментозную терапию может назначать только врач на основе лабораторной диагностики. Лекарства назначаются, как правило, при поражении головного мозга. В остальных случаях требуется коррекция со стороны логопеда-дефектолога, лечение и наблюдение у невролога. Специалисты должны работать слаженно, параллельно, чтобы достичь хорошего результата.

При стертой дизартрии неврологи назначают медикаменты из группы ноотропов, применять которые нельзя без назначения доктора:

  • Глицин;
  • Энцефабол;
  • Пантогам;
  • Кортексин;
  • Семакс;
  • Фенибут.

Терапия при стертой дизартрии комплексная, включает несколько методов. Проводят лечение на дому с посещением необходимых специалистов. Главная задача − помочь малышу освоить правильную речь, письмо и чтение, общаться без страха.

Логопедическая коррекция

Лечить стертую дизартрию непросто, терапия занимает длительное время, зависит от тяжести поражения. Логопедом-дефектологом проводится специальная подготовка, заключающаяся в подборе упражнений, игр для отдельного ребенка. Составляется речевая карта, где указываются данные диагностики, результаты коррекции. Могут использоваться современные компьютерные программы, тренажеры для устранения проблемы.

Логопедическая коррекция включает несколько этапов:

  • всестороннее развитие речи малыша;
  • массаж для разработки и стимуляции лицевых мышц;
  • автоматизация при звукопроизношении;
  • закрепление правильного говорения.

Реализуются задачи через пальчиковые игры, развитие общей и мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, голосовых упражнений, оптимизации речевой моторики.

Логопед совместно с неврологом может посоветовать посещать ряд процедур:

  • ЛФК;
  • гирудотерапию;
  • различные виды массажа;
  • иглоукалывание;
  • акупрессуру.

Симптомы дизартрии

Симптомы дизартрии, как правило, хорошо заметны окружающим (за исключением первой степени тяжести). Это затрудненная и невнятная в той или иной степени речь, которую в народе называют «кашей во рту». Обусловлено это явление иннервацией мышц губ, неба, языка, речевого аппарата в недостаточной степени. Дыхательная мускулатура и гортань также развиты недостаточно либо же отличаются определенной дисфункцией.

Дизартрия часто сопровождена нарушенной моторикой артикуляции, то есть имеет место постоянное напряжение мускулатуры губ, их тонус. Теми же явлениями отличаются мускулы и мышцы шеи, языка, лица. Характерно плотное смыкание губ либо же, наоборот, при гипотонии губы не смыкаются, рот полуоткрыт, у пациента имеется обильное слюноотделение. Заметно выражена назализация голоса. Дизартрия, сопровождающаяся мышечной дистонией, может быть выражена изменением мышечного тонуса с низкого на более высокий.

Затрудненное произношение звуков при дизартрии может выражаться в разных степенях. Зависит это от того, насколько сильно поражена нервная система в том или ином случае. В то время как первая степень тяжести дизартрии характеризуется лишь некоторыми дефектами речи и искажениями звуков, которые редко доставляют сильный дискомфорт в жизни пациента, вторая и последующие степени подразумевают более заметные дефекты: замены звуков, пропуски. Речь при этом замедляется, теряет внятность и ясность для окружающих. Речевая активность пациента становится ниже, а в случае анартрии (при параличе мышц) вообще сводится к минимуму.

Дизартрия имеет одну характерную черту: дефекты произношения, речевые нарушения отличаются стойкостью, пациенту трудно их преодолеть, чтобы произнести какое-либо слово. Кроме того, большую длительность занимает автоматизация звуков, артикуляция их крайне затруднена. Для дизартрии характерны некоторые особенности произношения: межзубное произношение сопровождает шипящие и свистящие звуки, может наблюдаться озвончение, смягчение согласных.

Речевое дыхание также затрудняется. При дизартрии пациент делает короткий вдох, в момент произнесения речи дыхание учащается и прерывается. Голосовые интонации также нарушаются: голос становится слабым при произношении звуков, меняется тембр, становясь глухим, пациент произносит звуки «в нос». Речь монотонна.

Поскольку дизартрия подразумевает нечленораздельное произношение звуков, у детей этот фактор приводит к нарушению слухового различия звуков, фонематического анализа и синтеза. Словарный запас не формируется или же формируется с большими трудностями, речь страдающего дизартрией ребенка неструктурированная и зачастую несвязная. При всех этих факторах характерно наличие фонетико-фонематического и общего недоразвития речи, что приводит к сопутствующему появлению некоторых форм дисграфии.

Причины дизартрии и факторы, провоцирующие состояние

Нарушение работы нервных окончаний зачастую наблюдается в результате воздействия на детский организм следующих факторов:

  • Гипоксия и асфиксия плода во время беременности или затяжных родов.
  • Резус-конфликт у матери и ребенка.
  • Тяжелые гестозы.

  • Недоношенность, затяжная желтуха, родовые травмы.
  • Гидроцефалия, менингит, энцефалит, гнойный отит.
  • Гнойный отит у новорожденных (особенно при условии, что лечение было неправильным или несвоевременным).
  • Черепно-мозговые травмы. Они особенно опасны скрытыми последствиями, пока малыш не достигнет возраста 2 лет.

Дизартрия характеризуется довольно специфическими симптомами и особенностями поведения детей, поэтому регулярные диагностические осмотры у педиатра и диспансеризации, рекомендованные для определенных возрастных групп, позволяют вовремя заподозрить проблему. Не стоит отказываться от плановых посещений врачей, даже если кажется, что ребенка ничего не беспокоит и развитие идет по плану.

Лечение в детском возрасте

Терапия дизартрии в детском возрасте проводится комплексно.

Основой курса лечения являются логопедические упражнения, специальная лечебная физкультура и массаж артикуляционных мышц лица. Дополнительно ребенку может быть назначено медикаментозное лечение.

Самостоятельно избавляться от дизартрии нельзя ни в коем случае. Ошибки могут не только замедлить процесс восстановления функций речевого аппарата, но и усугубить ситуацию, увеличив риск осложнений патологии.

Логопедия

Логопедические программы являются основным способом лечения дизартрии у детей. Занятия проводятся со специалистом и повторяются в домашних условиях. Комплексы упражнений составляются в индивидуальном порядке.

При лечении дизартрии логопеды используют специальную гимнастику для развития речевого аппарата, игровые варианты терапии и компьютерные тренажеры. Проводиться занятия должны до полного выздоровления ребенка.

Детям с диагнозом дизартрии рекомендуется посещать специализированные логопедические группы в детских садах.

При отсутствии тенденции к выздоровлению ребенка могут направить в коррекционную школу.

Логопеды используют следующие методики:

  • ортофонические упражнения;
  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • работа над выразительностью речи;
  • логопедический массаж;
  • развитие речевой коммуникации.

О симптомах и лечении вазомоторного ринита у детей читайте здесь.

Медикаменты

Медикаментозное лечение дизартрии у детей основывается на приеме лекарственных средств, относящихся к категории ноотропов.

Данная категория медикаментов оказывает благоприятное воздействие на состояние головного мозга.

Ноотропы улучшают память, повышают умственную активность и стимулируют интеллектуальную деятельность.

При дизартрии используются следующие виды ноотропов:

  • Пантогам;
  • Глицин;
  • Семакс;
  • Фенибут.

Домашняя ЛФК

В домашних условиях с ребенком обязательно проводится специальная артикуляционная гимнастика. Задачей такой процедуры является укрепление мышц лица. Проводить упражнения надо ежедневно.

Дополнительно необходимо делать с малышом развивающие упражнения — задачи на логику, занятия в игровой форме, произношение логопедических скороговорок и стихотворений.

Примеры ЛФК при дизартрии:

  • «заборчик» (показать зубы);
  • «трубочка» (губы надо сложить в трубочку);
  • «пожалеем язык» (погладить языком небо);
  • «накажем язык» (покусать язык);
  • «маляр» (движения языком из стороны в сторону).

Классификация

Медицинская классификация включает 6 видов дизартрии. Они различаются по проявлению болезни, а также локализации патологического очага. Существуют следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная. Главной характеристикой этого вида является паралич мышц, которые отвечают за формирование речи человека. Нарушение работы мышечных клеток происходит из-за поражения нервных тканей. Зачастую такая форма болезни протекает очень тяжело, т.к. при этом трудно глотать жидкую пищу. Произносимые звуки практически неразличимы, речь невнятная, мимика полностью отсутствует.
  2. Псевдобульбарная. Такой вид дизартрии так же, как бульбарный, сопровождается параличом речевых мышц. Происходит это при повреждении отдельных частей головного мозга. Больные псевдобульбарной дизартрией разговаривают очень монотонно, но более понятно. Часто при такой форме заболевания дети непроизвольно смеются или плачут, а также сохраняют рефлекс орального автоматизма после полугодовалого возраста.
  3. Корковая. Этот вид болезни отличается повреждениями структур головного мозга с одной стороны, из-за чего происходит паралич мышц, отвечающих за функцию речи. При этом структура речи больного остается неизменной, но некоторые слоги произносятся неправильным образом.
  4. Мозжечковая. Дизартрия такого типа наблюдается у детей, получивших повреждения одноименной части мозга. Мозжечковый тип отличается тем, что больные говорят очень растянуто, а их голос постоянно изменяется в тональности и громкости.
  5. Подкорковая. Наблюдается у людей, которые имеют поврежденные подкорковые структуры, что приводит к нарушениям речевого аппарата. Может сочетаться с гиперкинезом. Особыми чертами речи являются невнятность, смазанность.
  6. Смешанная. Представляет собой сочетание сразу нескольких очагов поражения, из-за чего проявляются гораздо более серьезные проблемы с речью. Чаще всего встречается у детей до двух лет, получивших различные травмы.

При качественной диагностике вид болезни выявляется очень быстро.

Согласно книгам Винрарской, патогенез дизартрии связывается с целым спектром нарушений, локализующихся в различных отделах головного мозга:

  • Коры обоих полушарий (корковая дизартрия).
  • Мозгового ствола (отсюда – бульбарная и псевдобульбарная дизартрия у детей).
  • Подкорково-стволовых отделов (подкорковая, или экстрапирамидная дизартрия).
  • Подкорково-мозжечковых структур (подкорковая дизартрия, мозжечковая дизартрия).
  • Травмы нескольких частей (смешанная, могут сочетаться, к примеру, бульбарная и мозжечковая дизартрия или бульбарная и корковая дизартрия).

При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются:

  1. Паралич речевого аппарата.
  2. Непроизвольные эмоциональные реакции (плач, смех).

При бульбарной:

  1. Отсутствие мимической реакции.
  2. Затрудненное глотание.
  3. Сказанное звучит, как «каша».
  4. В отдельных случаях – сходство с корковой.
  5. При корковой дизартрии у детей, в отличие от бульбарной, прослеживается корректная структура речи с ошибками в отдельных слогах.

В русскоязычных медицинских изданиях распространена такая классификация:

  1. Спастико-паретическая дизартрия (нарушен мышечный тонус лицевых мышц).
  2. Спастическая (поражены нейроны).
  3. Спастико-ригидная (нарушен тонус лица в связи с поражением ганглиев).
  4. Атактическая (при нарушениях в мозжечке).
  5. Гиперкинетическая (непроизвольные мышечные спазмы одной из глубинной, например экстрапирамидной, систем мозга).
  6. Стертая форма дизартрии
  7. Смешанная (комбинация одной или нескольких разновидностей).

Гиперкинетическая и спастико-паретическая дизартрия проявляются, как:

  • Дрожащий, сдавленный голос
  • Приоткрытый рот с подтеканиями слюны
  • Медленная речь, звучащая «в нос»
  • «Одеревенение» языка
  • Затрудненное глотание
  • Непроизвольная мимика

Спастическая:

  • Хрипотца
  • Назальное протяжное звучание
  • Приторможенность, звучание «в нос»
  • Неоднородный темп
  • Встречается при рассеянном или боковом амиотрофическом склерозе

Спастико-ригидная:

  • Хриплость или шепот
  • Неоднородный, сбивчивый темп
  • Дублирование звукосочетаний и слов
  • Частые паузы
  • Нарушение – частый спутник болезни Паркинсона

Атактическая – напоминает человека в нетрезвом состоянии.

Стертая:

  • Ослабление ротовых мышц
  • Обездвиживание верхней губы

Что такое дизартрия

Нарушение речи при дизартрии сопровождается такими характерными признаками, как:

  • патология произношения;
  • расстройство артикуляции и дыхания;
  • нарушение фонации и темпо-ритмической организации.

Это заболевание находится в тройке самых распространенных в логопедии. Учитывая, что в основе дизартрии всегда лежат нарушения нервной системы (периферической или центральной), лечением болезни занимаются неврологи и психиатры.

Больных дизартрией отличает невнятная речь, слова проговариваются малопонятно и не четко. При боле легких формах болезни выявляются незначительные фоновые дефекты, смазывание отдельных букв. На тяжелых стадиях заболевания слова совсем не различимы, речь не внятная и не выразительная.

При болезни ярко выражены такие признаки мускулатуры языка и губ, как спазмированность или дистония (вялость). Внешними проявлениями дизартрии могут служить полуоткрытый рот либо, наоборот, слишком плотное их смыкание, слюнотечение, появляется назализация (человек говорит «в нос»). В самых критических случаях произведение речи становится не возможным.

Характерными особенностями произношения при заболевании являются устойчивость нарушений и сложности их коррекции. Артикуляция затруднена для всех звуков речи, в том числе и гласных, которые обычно даются человеку легко.

У больных дизартрией наблюдается дефект речевого дыхания, при разговоре выдох слишком короткий, человек дышит поверхностно и часто.

Голос обычно слабый, тихий. Заболевание опасно тем, что, возникнув в детском возрасте, оно мешает формированию словарного запаса и ведет к общему отставанию в развитии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector